Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с трудностями в обучении
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности именно поэтому особенности игры детей с нарушениями психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния.
Основными направлениями работы с дошкольниками с трудностями в обучении должны быть: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики, формирование произвольной регуляции поведения и познавательной мотивации.
Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – это исторически сложившаяся деятельность, основанная на воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игра имеет четкую структуру, которая включает:
– мотив;
– тему;
– сюжет;
– игровое действие;
– игровую роль;
– воображаемую ситуацию;
– игровой материал;
– результат.
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с диагнозом трудности в обучении которые можно использовать как в работе воспитателю дошкольного образования так и родителям в домашних условиях.
Игра: «Что изменилось»
Цель: развивать произвольное внимание.
Игровой материал: 3-4 игрушки.
На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?
Игра: «Четвертый лишний»
Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.
Игровой материал: 4 предмета окружающего мира, либо иллюстрации.
Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?
Игра: «Нарисуй»
Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.
Игровой материал: листы а4 бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).
Игра: «Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?
Игра: «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь».
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Игровой материал: игрушки, либо вещи окружающего мира.
1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.
Игра: «Составь фигуру»
Цель: Развитие целостного восприятия.
Игровой материал: разрезные геометрические фигуры.
Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.
Игра: «Узнай фигуру».
Цель: Закрепление формы, цвета, размера.
Игровой материал: разноцветные, геометрические фигуры, разного размера.
Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.
Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.
Игра: «Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Игровой материал: геометрические фигуры.
Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.
- Найти все большие фигуры.
- Найти все маленькие фигуры.
3.Найти одинаковые фигуры.
Игра: «Подбери пару»
Цель: Соотнесение размера
Игровой материал: Природный материал.
Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)
- Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
- Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.
Игра: «Что сверху, а что снизу?»
Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.
Игровой материал: дидактические картинки.
Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)
- Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
- Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.
Игра: «Выполни, не ошибись»
Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.
Игровой материал: игрушки, предметы окружающего мира.
Взрослые выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.
Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (слева, справа, за, перед, около).
Информация подготовлена с использованием материалов сайта:
Учитель-дефектолог: П.П.Усик