Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с трудностями в обучении

Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психи­ческого развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности именно поэтому особенности игры детей с нарушениями психиче­ского развития дают важный материал для характеристики этого состояния.

Ос­новными направлениями работы с дошкольниками с трудностями в обучении должны быть: формирование знаний и представлений об окружающем мире, развитие речи и общения, развитие моторики, формирование про­извольной регуляции поведения и познавательной мотивации.

Игра представляет собой особую деятельность, которая   формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – это исторически сложившаяся деятельность, основанная на воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.  Игра имеет четкую структуру, которая включает:

– мотив;

– тему;

– сюжет;

– игровое действие;

– игровую роль;

– воображаемую ситуацию;

– игровой материал;

– результат.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с диагнозом трудности в обучении которые можно использовать как в работе воспитателю дошкольного образования так и родителям в домашних условиях.

 

Игра: «Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

Игровой материал: 3-4 игрушки.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

 

Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Игровой материал: 4 предмета окружающего мира, либо иллюстрации.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

 

Игра: «Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Игровой материал: листы а4 бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

 

Игра: «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?

 

Игра: «Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

Игровой материал: игрушки, либо вещи окружающего мира.

1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.

 

Игра: «Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Игровой материал: разрезные геометрические фигуры.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

 

Игра: «Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Игровой материал: разноцветные, геометрические фигуры, разного размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

 

Игра: «Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Игровой материал: геометрические фигуры.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

  1. Найти все большие фигуры.
  2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

 

Игра: «Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Игровой материал: Природный материал.

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

  1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
  2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

 

Игра: «Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Игровой материал: дидактические картинки.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

  1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
  2. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

 

Игра: «Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Игровой материал: игрушки, предметы окружающего мира.

Взрослые выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.

Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (слева, справа, за, перед, около).

 

Информация  подготовлена с использованием материалов сайта:

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/10/20/igry-i-igrovye-uprazhneniya-dlya-detey-imeyushchih

 

Учитель-дефектолог: П.П.Усик