Игры и игровые упражнения для развития речи детей

Речь-это не только средство общения, самопознания, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений –основа формирования полноценной личности

Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика -важный показатель физического и нервно –психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач –рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления –наглядно –образному. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

Особенно это важно в настоящее время, поскольку мелкая моторика у большинства детей дошкольного возраста недостаточно развита.

На этапе коррекции нарушений звукопроизношения и речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, движений пальцев рук, таких как:

- массаж самомассаж рук ребенка;

- выкладывание ритмических рисунков по образцу и на слух;

- показ слов, стихов, сказок, загадок руками;

- конструирование из кубиков мостов, домов, башен сначала по образцу, затем по памяти и произвольно;

- собирание пазлов и разрезных картинок;

- выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и др.изображений из счетных палочек, спичек, камушков.

- обведение контуров предметных изображений;

- штриховка и раскрашивание контурных изображений предметов простыми и цветными карандашами;

- работа с мозаикой и пластилином,

- вырезание различных фигур по контурам;

- наматывание ниток на клубок, катушку, карандаш;

- пальчиковые и словесные игры, пальчиковая гимнастика, считалки;

- крупография;

Для коррекции звукопроизношения у дошкольников используется артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

В работе по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста большую роль играют подвижные игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи. Такие как:

Игра «Один- много». Цель: учить детей правильно употреблять существительные и прилагательные именительного падежа во множественном числе, множественного числа в родительном падеже.

Упражнения:

мяч    мячи    много мячей

машинка

кубик

кукла

пирамидка

стол

стул

шкаф

кровать

диван

кресло

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать и употреблять уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закрепление знаний обобщающих понятий.

Игра «Съедобное- несъедобное».

Игра «Чье гнездо».

Игра «Кто где живет».

Игра «Что из чего сделано»

Игра «Посчитай: 1-2-5»

 

Информация  подготовлена с использованием материалов сайта:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/02/04/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo

 

Учитель-дефектолог: М.М.Галяк