Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

С того момента, как в руки ребёнка попадает карандаш, а это случается очень рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге, начиная со штрихов и каракулей.

Письмо – это сложный навык. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кистей всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Главное для нас не обучение письму, а подготовка к нему.

Особое место здесь занимает штриховка. При выполнении штриховки ставим следующие задачи:

– развитие мелких мышц пальцев и кисти руки;

– развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур, соблюдать одинаковое расстояние между линиями).

Учим детей штриховать:            

– параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево;

– по косым линиям, точками;

– круговыми линиями, полуовалами;

– волнистыми линиями.

Однако, следует отметить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.

Следующий вид работы по формированию графических навыков – работа с прописями. При выборе прописей обязательно учитываем величину и цвет клетки, качество печати.

Цель работы с ними:

– научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

– научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и наоборот;

– проводить линии в различных направлениях;

– проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

– воспитывать умение сосредотачиваться.

Немаловажное значение придаём работе с трафаретами и фигурными линейками. В уголке по развитию мелкой моторики их большое количество разного вида и формы.

В ходе организованной деятельности, на занятиях, даём детям задания по развитию графических навыков, цель которых:

– закрепить навыки ориентировки на листе бумаги в перфокартах, лабиринтах и так далее;

– развивать глазомер, умение видеть строку, соблюдать заданный интервал между палочками и фигурами, между линиями штриховки при использовании прописей;

– правильно изображать те или иные фигуры, удерживать их в памяти при работе с трафаретами.

В процессе выполнения графических упражнений дети ещё усваивают необходимые для письма гигиенические правила: как правильно сидеть, как положить руки, кисти рук, как правильно держать ручку, карандаш, тетрадь, одновременно начинать и заканчивать работу.

Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении не только способствуют развитию графических навыков детей, но и помогают развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков у дошкольников.

1. Посадка – дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий).

2. Положение карандаша – карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1 – 1.5 см.

3. Положение тетради – тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице, где идет работа, приходил ось на середину груди.

4. Положение рук при письме – руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного – выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

5. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Общие рекомендации к организации работы по развитию графических навыков.

1. Хорошая освещенность рабочего места.

2. Контроль за осанкой ребенка.

3. Систематичность 2-З раза в неделю по 7-10минут, можно как часть занятия комплексного по математике (работа в тетради в крупную клеточку в старшем дошкольном возрасте).

4. Расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см.

5. Перед работой в тетради провести физпаузу, а после занятия упражнения для кистей рук.

6. В каждую физминутку надо включать 2-3 упражнения.

 

Информация  подготовлена с использованием материалов сайта:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/11/22/razvitie-grafomotornyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo

 

  Учитель-дефектолог: М.М.Галяк

поделиться в: