Экологическая тропа

Объекты экологической тропы

1. У мудрой тётушки Совы

2. Поляна сказок

3. Деревенский дворик

4. На лесной опушке

5. У дедушки пня

6. Птичья столовая

7. Метеостанция «На семи ветрах»

8. Огород

9. Тропа туриста

10. Муравейник

Пояснительная записка

Взаимоотношения человека с природой год от года становятся всё более сложными, поэтому экологическое образование является одним из важнейших направлений образования, в результате реализации задач которого для каждого человека природа становится не только необходимым источником ресурсов и сырья, но и первым «учителем, другом и помощником».

В период дошкольного возраста начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами жизнедеятельности человека: миром людей и природы. Именно поэтому дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом в воспитании основ экологической культуры ребёнка. Однако, большинство современных детей, редко общается с природой. А ведь именно, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Также природа является и неиссякаемым источником духовного обогащения, а встречи с ней помогают формировать у детей реалистические представления об окружающем мире, гуманное отношение ко всем живым существам.

В государственном учреждении образования «Детский сад №5 г.Сморгони» создана экологическая тропа «Войди в природу другом», которая позволяет осуществлять образовательную деятельность по воспитанию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Деятельность на экологической тропе способствует: возможности приобщения воспитанников к познавательно-исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира, воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, развитию способности комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие воспитанников в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Экологическая тропа в учреждении дошкольного образования включает в себя ряд разнообразных объектов растительного и животного мира, ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому. Началом маршрута является объект «У мудрой тётушки Совы», затем продолжается движение по территории вокруг учреждения дошкольного образования. Рассчитана она на организованные формы работы с детьми: занятия, игры, беседы, наблюдения, проведение исследований, экспериментов и иных форм.

При выборе объекта для изучения учитывались основные требования, предъявляемые к экологической тропе: доступность, информационная ёмкость, экологическая информированность, эмоциональная насыщенность, эстетическая привлекательность, безопасность.

В дальнейшем тропа будет дополнена новыми интересными с познавательной точки зрения объектами («У пруда», «В мире цветочной королевы», «Юный исследователь»). 

свернуть

Цели и задачи

Цель: создание условий для воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

пробудить интерес к природе, раскрыть универсальную ценность природных объектов;

формировать умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

развивать стремления и навыки активного участия в охране природы;

воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Задачи: развивать интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем окружении, умение ориентироваться в ярких свойствах объектов и явлений;

формировать: умения замечать, узнавать и называть объекты и явления природы в ближайшем природном окружении;

воспитывать: эмоционально положительную отзывчивость на общение с объектами и явлениями природы ближайшего окружения.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Задачи:

развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов и явлений природы;

формировать умения: выделять существенные признаки растений, животных; устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы; ухаживать за растениями цветника, огорода;

воспитывать желание проявлять заботу о растениях, животных.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Задачи:

развивать: интерес к объектам и явлениям природы, к характерным проявлениям живой и неживой природы в разные сезоны, к потребностям растений, животных;

формировать: умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе, между погодой и состоянием растений и животных; применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования;

воспитывать: гуманное отношение к природному миру.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи:

развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных;

формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

воспитывать: нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Старшая группа (от 6 до 7 лет)

Задачи:

развивать интерес к особенностям внешнего вида растений и животных разных сред обитания, приспособленным к разным условиям жизни;

формировать умения использовать разные способы моделирования признаков объектов, явлений природы, связей в ней, безопасного поведения в природе;

воспитывать бережливое отношение к природе. 

свернуть

Назначение экологической тропы

проводить занятия, игры, экскурсии, исследования, наблюдения в разные времена года, и другие виды деятельности;

использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром;

сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы;

формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

свернуть

Содержание

Во время прогулки по экологической тропе дети изучают, наблюдают, исследуют, экспериментируют, рассуждают, рассказывают о своих впечатлениях, зарисовывают. Путешествуя от одного объекта к другому, выполняют задания, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, внимание, воображение, память, речь, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание её охранять.

 

свернуть

Формы и методы работы

занятия, экологические игры;

экскурсии, целевые прогулки;

экологические беседы, «уроки доброты», конкурсы, викторины;

экологические развлечения;

наблюдения, элементарные опыты, исследования, эксперименты;

решение экологических ситуативных задач;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

чтение художественной литературы;

коллекционирование, оформление гербария;

фотографирование;

труд в природе.

свернуть

Рекомендации по организации охраны жизни и здоровья воспитанников на экологической тропе

Педагог учреждения дошкольного образования обязан:

1. Строго соблюдать санитарные нормы и правила.

2. Нести личную ответственность за сохранение жизни и здоровья воспитанников.

3. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь воспитанникам при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

4. Постоянно находиться с воспитанниками и не оставлять их без присмотра.

5. До выхода на экологическую тропу осматривать её, не допускать наличия травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

6. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на экологической тропе, исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.

7. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, спрыгивания с возвышенности на «Тропе туриста», не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям, хождение босиком по траве, песку, гравию.

8. Во избежание перегрева в жаркое время года воспитанники должны носить лёгкие головные уборы.

9. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории экологической тропы в безопасное место, сообщить о случившемся руководителю учреждения.

10. После деятельности на экологической тропе организовать гигиенические процедуры воспитанников, в случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

свернуть