Какую помощь в нашем учреждении могут получить воспитанники с особенностями в развитии?

Какую помощь в нашем учреждении могут получить воспитанники с особенностями в развитии?

В нашем учреждении образования функционируют 2 специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее: группы для детей с ТНР).

Что такое тяжёлые нарушения речи?

Тяжёлые нарушения речи – это не только нарушение произношения звуков. Это недоразвитие всей языковой системы (лексической, грамматической, фонетико-фонематической стороны речи, связного высказывания).

Какие дети могут быть зачислены в группы для детей с ТНР?

Обучаться в специальной группе для детей с ТНР могут воспитанники, имеющие соответствующие заключения и рекомендации ЦКРОиР.

Это дети, у которых выявлены:

  • Общее недоразвитие речи (1 ур.р.р.)- полное отсутствие общеупотребительной речи, наличие отдельных слов, частей слов, звукоподражаний. Это не связано с нарушением слуха, зрения, или интеллекта.
  • Общее недоразвитие речи (2-3 ур.р.р.) - частичная сформированность речи: ограниченный словарный запас; нарушение слоговой структуры слов (искажения, сокращения слов); аграмматичная фраза (наличие грубых ошибок в употреблении грамматических конструкций: неправильное согласование слов в предложении, отсутствие предлогов, затруднения в изменении слов по падежам, ошибки при склонении глаголов по временам и лицам, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными). Ребёнка трудно понять, ему трудно высказать свои мысли и чувства.
  •  Алалия, дизартрия, ринолалия и другие тяжёлые нарушения речи.

Так как, таким детям трудно освоить программу дошкольного образования, ЦКРОиР рекомендует им обучение и воспитание по специальной программе для детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальной группе для детей с ТНР.

 Какую помощь получают дети в специальной группе?

Комплексный подход в работе специальной группы предполагает участие разных специалистов в преодолении имеющихся у ребенка трудностей: учителя-дефектолога, воспитателя, психолога, медицинских работников, родителей.

Цель их взаимодействия - создание условий для преодоления речевого нарушения, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности ребенка.

Процесс обучения детей с тяжелыми нарушениями речи ориентирован на стимулирование всестороннего развития каждого ребенка, что включает в себя:

- коррекцию общего недоразвития речи и связанных с нею познавательных процессов;

-  восполнение пробелов в опыте ребенка;

-  предупреждение появления возможных трудностей в усвоении программы;

-  профилактику формирования негативных личностных качеств.

В процессе занятий решаются задачи, направленные на развитие всех сторон речи -лексической, грамматической, фонетической, связной устной речи.

Чтобы максимально нивелировать имеющиеся особенности развития детей, преодолеть все трудности и подготовить ребёнка к школе, необходимо соблюдать «принцип равностороннего треугольника»: взаимодействие в коррекционной работе родителей, воспитателей и учителя-дефектолога.

 В чём заключается участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе?

Родители – главные участники в коррекционно-педагогической реабилитации своего ребёнка. Только в тесном, усиленном взаимодействии родителей с воспитателями и учителем дефектологом возможно преодоление имеющихся нарушений.

Формы взаимодействия:

o  Обязательно посещайте родительские собрания с целью владения полной информацией о работе группы и сада;

o Обязательно, ежедневно выполняйте рекомендации учителя- дефектолога. Выполняя задания, вы будете видеть успехи и трудности вашего малыша.

o Задавайте возникающие вопросы учителю- дефектологу, воспитателю, рассказывайте о проблемах в обучении ребёнка дома, чтобы специалисты могли скорректировать обучение и помочь в решении трудных ситуаций.

o Активно участвуйте в мероприятиях группы. Это поможет вам социализировать ребёнка, сделать его «звездой» группы, активизировать его познавательный интерес, наладить эмоциональный контакт с малышом.

o Не игнорируйте участие в мероприятиях сада. Это позволит повысить самооценку малыша, снизит тревожность и облегчит социализацию детей в общество.

Только активная позиция родителей в обучении и воспитании малыша совместно со специалистами позволит преодолеть или минимизировать речевые нарушения и подготовить ребёнка к обучению в школе.

 Какие особенности проведения занятий в специальной группе?

Коррекционно-образовательный процесс в специальной группе для детей с ТНР осуществляется с 1 сентября по 31 мая.

Занятия в специальной группе проводятся в подгруппах. При этом одна подгруппа детей занимается с учителем – дефектологом в кабинете, а вторая – с воспитателем в групповом помещении. Затем подгруппы меняются местами.

Несколько раз в неделю с каждым ребёнком проводятся индивидуальные занятия с учителем- дефектологом.

Музыкальные, физкультурные занятия и занятия по изо- деятельности проводятся с группой воспитанников.

 В чём заключается работа учителя- дефектолога в специальной группе?

Коррекционно-педагогическая работа в специальной группе для детей с ТНР осуществляется учителем- дефектологом на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях, и включает следующие направления:

-  развитие общих речевых навыков;

-  работа над слоговой структурой слова;

-  развитие грамматической стороны речи;

- коррекция звукопроизношения (подготовка артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

-  развитие связной речи;

-  формирование навыков звукового анализа и синтеза;

-  развитие общей и мелкой моторики;

-  развитие высших психических функций;

 Что происходит после обучения в специальной группе?

В конце учебного года для воспитанников специальной группы проводится психолого - медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Специалисты ЦКРОиР определяют дальнейший образовательный маршрут каждого ребёнка.

Возможные варианты образовательных маршрутов:

  • продолжение обучения и воспитания в специальной группе для детей с ТНР в следующем году;
  • обучение в общеобразовательной школе и получение помощи учителя- дефектолога (логопеда) в Пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждении общего среднего образования;
  • получение помощи учителя- дефектолога (логопеда) в Пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждении дошкольного образования;
  • обучение в специальной школе для детей с ТНР;
  • обучение в классе интегрированного обучения и воспитания в учреждении общего среднего образования.

 Что делать родителям выпускников специальной группы для детей с ТНР, которым рекомендованы занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи в школе?

Шаг 1: Получить на руки заключение ЦКРОиР о необходимости занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) в учреждении общего среднего образования у учителя- дефектолога вашей группы.

Шаг 2: Подать заключение ЦКРОиР вместе с пакетом документов при поступлении в школу.

Шаг 3: в течение первых двух недель сентября интересоваться о зачислении вашего ребёнка в Пункт коррекционно-педагогической помощи у учителя вашего класса.

 Верьте в возможности ребёнка, помогите ему справиться с трудностями, терпеливо ведя его к самостоятельной жизни!

Источник: http://ddu232.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=23661