Формы работы с воспитанниками на «Экологической тропе» как условие формирования их экологической культуры

«Не навреди!» – одна из заповедей общения человека с природой

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Им уделяют большое внимание учёные, педагоги, общественность. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Воспитание дошкольников в духе природосбережения, ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи к её охране, экологическое воспитание детей дошкольного возраста – одна из сторон экологического воспитания в учреждении дошкольного образования.

В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как  – экологическая тропа.

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания детей –работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания, это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического воспитания детей.

В государственном учреждении образования «Ясли-сад №15 г.Сморгони» создана экологическая тропа «Войди в природу другом», которая позволяет осуществлять образовательную деятельность по воспитанию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Деятельность на экологической тропе способствует: возможности приобщения воспитанников к познавательно-исследовательской деятельности, как к ведущему способу познания окружающего мира, воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, развитию способности комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие воспитанников в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Экологическая тропа в учреждении дошкольного образования включает в себя ряд разнообразных объектов растительного и животного мира, ландшафтные композиции, малые архитектурные формы. Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому. Началом маршрута является объект «У мудрой тётушки Совы», затем продолжается движение по территории вокруг учреждения дошкольного образования. Рассчитана она на организованные формы работы с детьми: занятия, игры, беседы, наблюдения, проведение исследований, экспериментов и иных форм.

При выборе объекта для изучения учитывались основные требования, предъявляемые к экологической тропе: доступность, информационная ёмкость, экологическая информированность, эмоциональная насыщенность, эстетическая привлекательность, безопасность.

Цель: создание условий для воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Задачи:

пробудить интерес к природе, раскрыть универсальную ценность природных объектов;

формировать умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

развивать стремления и навыки активного участия в охране природы;

воспитывать нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения. 

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Задачи:

развивать интерес к объектам и явлениям природы в ближайшем окружении, умение ориентироваться в ярких свойствах объектов и явлений;

формировать: умения замечать, узнавать и называть объекты и явления природы в ближайшем природном окружении;

воспитывать: эмоционально положительную отзывчивость на общение с объектами и явлениями природы ближайшего окружения.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Задачи:

развивать восприятие и обследовательские действия для выявления свойств объектов и явлений природы;

формировать умения: выделять существенные признаки растений, животных; устанавливать простейшие взаимосвязи между явлениями природы; ухаживать за растениями цветника, огорода;

воспитывать желание проявлять заботу о растениях, животных.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Задачи:

развивать: интерес к объектам и явлениям природы, к характерным проявлениям живой и неживой природы в разные сезоны, к потребностям растений, животных;

формировать: умения устанавливать взаимосвязь между изменениями в неживой и живой природе, между погодой и состоянием растений и животных; применять свойства природных материалов в процессе игр, труда, экспериментирования;

воспитывать: гуманное отношение к природному миру.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи:

развивать интерес к скрытым свойствам и качествам объектов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных;

формировать умения выделять общие свойства объектов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности растений и животных; умения правильного взаимодействия с миром природы, бережного использования природных ресурсов;

воспитывать: нравственное, эмоционально-положительное и эстетическое отношение к природе; ответственность за состояние природы ближайшего окружения.

Назначение экологической тропы

проводить занятия, игры, экскурсии, исследования, наблюдения в разные времена года, и другие виды деятельности;

использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром;

сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и самой природы;

формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Содержание

Во время прогулки по экологической тропе дети изучают, наблюдают, исследуют, экспериментируют, рассуждают, рассказывают о своих впечатлениях, зарисовывают. Путешествуя от одного объекта к другому, выполняют задания, получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки. У них развивается мышление, внимание, воображение, память, речь, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание её охранять.

Формы и методы работы

занятия, экологические игры;

экскурсии, целевые прогулки;

экологические беседы, «уроки доброты», конкурсы, викторины;

экологические развлечения;

наблюдения, элементарные опыты, исследования, эксперименты;

решение экологических ситуативных задач;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

чтение художественной литературы;

коллекционирование, оформление гербария;

фотографирование;

труд в природе.

Объекты экологической тропы

1. У мудрой тётушки Совы

2. Поляна сказок

3. Деревенский дворик

4. На лесной опушке

5. У дедушки пня

6. Птичья столовая

7. Метеостанция «На семи ветрах»

8. Огород

9. Тропа туриста

10. Муравейник

Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учётом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.