Наши мероприятия от А до Я
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Ни для кого не секрет, что зима для птиц самое трудное время года. Проходя под кронами деревьев, мы порой не замечаем скрывающуюся в них маленькую пернатую жизнь, нуждающуюся в нашей заботе.
Птицы прилетают к нашим домам, и мы можем помочь им пережить этот холодный и сложный для них период.
Покормить птиц - несложный и приятный способ проявить заботу, воспитать доброту у своего ребёнка.
Зіма – цяжкі час для птушак. Галоўная праблема – адсутнасць звыклага корму. Таму большасць птушак пакідае наш край на зіму, здзяйсняючы восеньскі пералёт на зімоўку, туды, дзе будуць больш спрыяльныя для іх жыцця ўмовы. Застаюцца зімаваць толькі тыя, хто ў стане знайсці сабе корм зімой. Шматлікім птушкам дапамагае выжыць зімой суседства з чалавекам. Людзі дапамагаюць ім перазімаваць, вырабляючы кармушкі і пастаянна падкормліваюць іх.
Другая малодшая група №5 дзяржаўнай установы адукацыі “Яслі-сад № 15 г.Сморгоні” прыняла ўдзел у экалагічнай акцыі “Крылатыя суседзі”. На працягу тыдня з малышамі размаўлялі пра зімуючых птушак, чыталі разнастайныя творы, вырашалі праблемную сітуацыю “Што будзе, калі не стане птушак?”, разважалі на тэму “Навошта зімой кармушкі для птушак”. Выхаванцы з дапамогай выхавацеля зрабілі з паперы сваіх птушачак-невялічак і пасадзілі іх на галінку.
На пляцоўцы дзіцячага сада знаходзіцца птушыная сталовая, у якой находзіцца шмат разнастайных кармушак. Дзеці з задавальненнем насыпалі у іх свежы корм: проса, крошкі белага хлеба, аўсяныя шматкі, насенне сланечніка, разам з дарослымі вешалі несалёнае сала. Назіраючы за птушкамі, дзеці заўважалі некаторыя асаблівасці іх паводзін, замацоўвалі веды аб птушках, якія застаюцца зімаваць.
На прагулках дзеці гралі у рухомыя гульні “Вараб’і і аўтамабілі”, “Птушкі і кот”, дзе яны развівалі лоўкасць, хуткасць рэакцыі.
Выхаванцы зразумелі, што патрэбна зімой клапаціцца і ахоўвываць птушак. За гэты час яны шмат даведаліся пра нашых крылатых сяброў.
В учреждении образования прошла акция "Вместо ёлки новогоднее чудо". Чудесные идеи, творческие находки, фантазии были воплощены в работах. Наши родители, совместно со своими детьми, создали разнообразные поделки, используя разные виды и техники исполнения работ. Для поделок применялись самые разные материалы: вата, веточки деревьев, ватные диски, пластилин, бумага, ленты, шерстяные нитки, бусинки и др. Все участники приложили максимум фантазии, творчески и с выдумкой создали чудесную сказку своими руками. Много радости и восторга подарили всем авторы этих удивительных работ и доказали, что даже зима без снега может быть сказочно-волшебной!
Во 2 младшей группе №7 есть уголок природы, где растёт большое разнообразие комнатных растений. Ребятам нравится наблюдать как появляются новые листочки, раскрываются бутоны на растениях. Воспитанники с большим удовольствием ухаживают за ними: поливают растения, вытирают пыль с листочков, рыхлят землю в горшках. Таким образом у них воспитывается желание трудиться, ухаживать за комнатными цветами. Прививая любовь к растениям, мы прививаем любовь ко всему живому на земле.
Ва ўстанове дашкольнай адукацыі для выхаванцаў другіх малодшых груп было праведзена падарожжа па зімовай экалагічнай сцежцы “Зімовыя замалёўкі”. Хлопчыкі і дзяўчынкі пазнаёміліся з жыццём раслін у зімовы перыяд і пагулялі ў гульню "А на горцы снег-снег". Нечаканым і вельмі прыемным сюрпрызам для выхаванцаў стала сустрэча з лесавічком, які паведаў дзецям пра зімовых птушак і падарыў кармушку. Малыя з вялікім задавальненнем пакармілі птушак і паабяцалі лесавічку паклапаціцца аб птушках зімой.
Взаимоотношения человека с природой год от года становятся всё более сложными, поэтому экологическое образование является одним из важнейших направлений образования.
27 сентября – Всемирный день туризма. Знакомы с этой датой и воспитанники старшего дошкольного возраста учреждения образования.
Вот уже на протяжении трёх лет в нашем учреждении дошкольного образования для воспитанников 5-7 лет организована образовательная услуга, реализующая компонент учебной программы дошкольного образования «Простейший туризм».
Цель образовательной услуги – обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры средствами детского туризма. Реализовать поставленную цель помогает экологическая тропа «Тропа туриста», созданная совместными усилиями педагогов и законными представителями воспитанников.
«Тропа туриста» позволяет использовать разнообразные формы работы. Экскурсия, пешеходная прогулка, полоса препятствий, туристические эстафеты, туристический поход развивают у ребят общую выносливость, скоростно-силовые, координационные, ориентационные способности, а так же формируют представление о видах туризма, природных явлениях, видах деятельности человека в окружающей среде (лесник, грибник, турист, фотограф, рыбак и т. д.)
На экологической тропе «Тропа туриста» воспитанники с удовольствием выполняют физические упражнения, двигательные задания с максимальным использованием природного и социального окружения, упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий, выполнение туристских упражнений прикладного многоборья. Принимая участие в играх: «Мы собираемся в поход», «Где спрятан клад?», «Туристическая полоса препятствий», «Муравейник», «На привале», «Мы устанавливаем палатку!» и др. воспитанники формируют представление о растительном и животном мире ближайшего окружения, знакомятся с достопримечательностями родного края. Предложенные игры повышают интерес детей к туризму и формируют представления о правилах поведения в природе.
Мы надеемся, что наши воспитанники будут бережно и заботливо относиться к природе. Ведь именно им предстоит заботиться о родной Беларуси и сделать ее еще богаче и краше!
22 апреля – Международный день Матери-Земли! Это не просто праздник, это, прежде всего, огромная работа по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
По всему миру в этот день проходят акции, экологические мероприятия, направленные на защиту и охрану окружающей среды. Воспитанники нашего детского сада не смогли остаться в стороне и тоже приняли участие в праздновании Дня матери-Земли.
В этот день воспитателем Олешкевич Л.Е. с воспитанниками №4 проводились различные мероприятия, основная цель которых сформировать представления о традициях и значении праздника «Международный день Матери-Земли», представления о нормах поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности, воспитывать бережное отношение к миру природы.
В преддверии Дня Матери-Земли воспитанники и их родители подготовили экологические знаки «Правила поведения в природе», смастерили поделки из бросового материала. Воспитатель и музыкальный руководитель разучили стихи и песни о красоте природы и том, что нужно её беречь.
День начался с познавательной беседы «Земля – наш общий дом». Ребята рассуждали и предлагали свои идеи о том, как нужно вести себя людям, чтобы сохранить природу. Продолжился день развлечением под названием «День рождения Матери-Земли». Дети рассказывали стихи матушке Земле, исполнили песню «Спасём планету» на мотив песни «бременских музыкантов», участвовали в сценках «Туристы», «Что подарим в день Земли», дружно играли в увлекательные игры «Шла коза по лесу», «Я люблю свою планету!».
Праздник удался на славу! В заключение ребята пожелали нашей планете Земля процветания и пообещали – никогда не наносить вред окружающему миру.
В рамках акции «Посадим дерево – поможем матери Земле» воспитанники средней группы №4 посадили ёлочку. Ребята с помощью взрослых выкопали ямку, посаженное деревце сами поливали. Теперь дети будут вести наблюдение за тем, как ёлочка растёт, когда появятся на ней шишки. Перед посадкой ёлочки с воспитанниками проводилась беседа «Для чего сажают деревья». Дети рассказали о том, что деревья создают вокруг нас красоту и делают воздух чистым. Поэтому там, где растут деревья, легко дышать. Ещё они являются домом для птиц и животных, плодами некоторых деревьев они питаются. Ребята с большим удовольствием рассказали родителям об акции и пообещали заботиться о своей ёлочке.
В нашем учреждении образования прошла акция «Час Земли», самая массовая экологическая акция на планете. Во время акции с воспитанниками средней группы №5 была проведена беседа о бережном отношении к природе и её ресурсам. С большим удовольствием дети играли в дидактические игры «Экологическая пирамида», «Примечай-ка», «Письмо почемучки», рассуждали на тему «Если бы я был…». С целью привлечения внимания родителей к проблемам сохранения живой природы Планеты в родительском уголке была размещена памятка «Будущее нашей Планеты – это будущее наших Детей!». В завершении акции была оформлена выставка рисунков «Мы выбираем – жизнь!».
С воспитанниками старших групп было проведенно мероприятие природосберегающей направленности “Береги природу”. Воспитанники просмотрели презентацию “Час Земли”, мультфильм “Фиксики и природа”. В завершении мероприятия ребята выполнили творческое задание. Они “украсили планету” цветами, которые сделали своими руками. Ведь именно от них, наших детей, зависит будущее нашей Земли.
Ранняй вясной, калі прырода яшчэ толькі прачынаецца ад зімовага сну, на падаконніках дзяржаўнай установы адукацыі "Яслі-сад №15 г.Смаргоні» расцвітае дзіўны агарод. Тут дзеці атрымліваюць не толькі першыя навыкі вырошчвання раслін сваімі рукамі і догляду за імі, але і даведваюцца аб умовах вырошчвання розных раслін, пра значэнне святла і цяпла ў іх жыцці. Агарод на падаконніку спрыяе развіццю дапытлівасці і назіральнасці ў дзяцей і дапамагае лепш пазнаваць жыццё раслін. Дзеці пачынаюць разумець, што з маленькага семечка, дзякуючы догляду і клопату, вырастае вялікая і моцная расліна. Прыгожы і дагледжаны агарод на падаконніку радуе дзяцей, развівае экалагічнае мысленне, эстэтычныя пачуцці, уменне радавацца прыгажосці падрастаючых раслін і выніках сваёй працы. Тым больш што сам працэс догляду і вырошчвання агарода на падаконніку вельмі займальны і цікавы.
В учреждении дошкольного образования для воспитанников ІІ младших групп прошло путешествие по экологической тропе “Приключение зайки Всезнайки”. Очень интересным и познавательным оказалось путешествие в осенний лес. Зайка Всезнайка рассказал о том, как лесные жители готовятся к зиме. Ребята с большим интересом отвечали на вопросы зайки “Кто живёт в лесу? “, “Как вести себя с обитателями леса”, “Животные и их малыши”; выполняли его задания “Найди пару”, “Чей малыш?” и играли с ним в весёлые игры “Осенний листопад”, “Мы-осенние листочки”. Воспитанники узнали много интересного и полезного о жизни лесных жителей и попросили зайку Всезнайку передать им привет
Лето – счастливая и веселая пора отдыха, развлечений, увлекательных путешествий. Это прекрасное время летних дней, чистого свежего воздуха, ярких, насыщенных красок, эмоций. Именно летом еще больше хочется сделать каждый день ребенка ярким, веселым, незабываемым. Ребята нашего учреждения дошкольного образования очень любят природу и всегда с большим желанием посещают экологическую полянку. На ней ребята закрепили правила поведения в лесу, посмотрели сценку "Лесная история", узнали много интересного о лесных ягодах.
В современном мире без батарейки не обойтись. Но задумываемся ли мы, когда выбрасываем её: какой вред природе наносит этот маленький элемент? Вред на самом деле велик! Подсчитано, что одна батарейка, попавшая в почву, загрязняет 20 квадратных метров земли… Для наглядности, ученые подсчитали, что одна батарейка может отравить пространство, на котором растут 2 дерева, живут 1 ежик, 2 крота и несколько тысяч дождевых червей. Вместе с зараженной водой и воздухом вредные вещества распространяются далеко за пределы свалок и попадают в наши дома.
Однако при правильной переработке отработанные батарейки и аккумуляторы находят свое применение в машиностроении, химической промышленности, косметологии и других областях.
В рамках проведения Дня Энергии в учреждении образования прошла экологическая акция по сбору батареек "Сдай батарейку - помоги природе!".
Цель акции – формирование экологической культуры воспитанников и повышение экологической грамотности и сознательности детей и их родителей.
В акции приняли участие педагоги, воспитанники детского сада и их законные представители. С воспитанниками среднего и старшего дошкольного возраста были проведены беседы о вреде, который наносит батарейка, попавшая в почву и о их правильной утилизации. Воспитанники средней группы №6 показали для ребят экологическую сказку «Как лесные жители спасли лес». В каждой группе воспитатели нашего учреждения дошкольного образования организовали мини пункты сбора батареек, а для того чтобы заинтересовать детей, решили "спасать" природу необычным способом. Они нарисовали рисунки с изображением природы. Ребенок, который принес батарейку "спасал" животное или растение, приклеивая его на рисунок. Эта процедура очень привлекла ребят и они ежедневно, с огромным удовольствием приносили батарейки.
В результате было более 1000 батареек, вес которых составил 18,650 кг. Благодаря данной акции мы смогли сделать природу нашей малой родины чуточку чище.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок и разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой опыт и познаёт таинства окружающего мира. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности, самостоятельности мышления.
Весной в нашем детском саду по традиции идёт посадка огорода. Дети с радостью посеяли семена свеклы и моркови, посадили лук и картофель.
На своём небольшом огороде ребята смогут узнать об условиях произрастания растений, получить первые навыки их выращивания своими руками и уход за ними.
Такая познавательная деятельность дает не только возможность воспитанникам изучать вегетативный процесс и жизнь растений, но и прививает детям любовь к природе, бережное к ней отношение, развивает любознательность, помогает лучше познать жизнь растений.
С 21 по 25 марта в старшей группе №11 был реализован проект «Земля – наш общий дом».
В ходе реализации проекта воспитанники с огромным интересом посмотрели видеоролик «Земля - наш дом», побывали на виртуальной экскурсии в заповеднике «Беловежская пуща» и узнали какие животные там обитают. Побеседовали на темы «Как мы помогаем планете Земля?», «Что было бы если…» в результате которых, выяснили, что человек должен ответственно и бережно относиться к природе. Познакомились с произведениями Чарушина «Страшный рассказ», Паустовского «Кот-ворюга», Пришвина «Гаечки», Сладкова «Птенцы-хитрецы» во время чтения которых испытали самые разные эмоции: страх, радость, сочуствие, сопереживание. Рисовали и лепили, играли в экологические игры «Редкие животные и растения», «Зоологическая столовая», «Кто где живёт», «Угадай где я расту», «Соседи, стройтесь», «Зелёная азбука», «Лесные правила», «А как бы поступил ты» с помощью которых закрепили знания о редких животных и растениях Беларуси, об условиях необходимых для их полноценного роста и развития, о местах обитания, питании, о правилах поведения по отношению к природе. Затем отправились в игру – путешествие «Земля – наш общий дом», во время которой рассуждали о том какие животные и растения живут на нашей планете, какую пользу они приносят, почему о них нужно заботиться и как это можно сделать. Была оформлена выставка работ, сделан коллаж на тему «Земля наш общий дом», проведена викторина «Почему? Отчего? Зачем?», в ходе которой обсуждали проблемные ситуации, отгадывали загадки, отвечали на вопросы о взаимосвязях в природе, находили объяснение народным приметам. И в завершение посадили семена цветов, которые позже будут высажены на клумбы возле детского сада для украшения нашей планеты.
В результате проделанной работы воспитанники пришли к выводу, что человек один из обитателей Земли – общего дома для всех живых существ. И каждый в ответе за то чтобы в доме под названием Земля был покой, уют, порядок и гармония, и каждый может внести свой вклад в сохранение и приумножение её красоты.
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса. Основная задача Международного дня леса – это повышение осведомленности жителей планеты о значимости лесных экосистем, их подлинном состоянии, основных мерах их защиты, воспроизводства и восстановления.
В учреждении образования не оставили этот день без внимания. Для воспитанников средней группы с 21 по 23 марта была проведена акция «Лес – наш друг!», которая способствовала пробуждению познавательного интереса дошкольников к природе, воспитывала эмоционально- положительное, бережное отношение к лесным богатствам.
В рамках акции с воспитанниками проводились беседы: «Будем беречь и охранять наш лес», «Растения и Животные Красной книги», «Заповедные места родного края». Воспитатели рассказали о защите и сохранении леса, о его пользе. Дети знакомились с правилами поведения в лесу, учились бережно относиться к природе и ее обитателям. Была организованна выставка рисунков «Защитим лес вместе». Дети с удовольствием разгадывали загадки, играли в занимательные игры «Живая-неживая природа», «Лесные жители», «Хорошо-плохо», «Как вести себя в лесу», «Что было бы, если бы…», делились пословицами и поговорками о лесе, заучивали стихи: «Любите родную природу», «Живой букварь», «В природе столько красоты». В информационном уголке для родителей были размещены консультации: «Опасность возникновения пожара в лесу», «Лесные правила».
Проведенные мероприятия явились одним из звеньев экологического воспитания дошкольников и дали возможность расширить знания детей о многообразии леса, о его значении в природе и жизни человека.
З'явы і аб'екты жывой прыроды прыцягваюць дзяцей прыгажосцю, яркасцю фарбаў і разнастайнасцю. Назіраючы за імі, дзіця ўзбагачае свой вопыт і спазнае навакольны свет.
Выхаванцы нашай установы адукацыі разам з дарослымі адправіліся ў «Падарожжа па экалагічнай сцежцы». Вясёлая цётачка Сава пазнаёміла ўсіх з лясной граматай і растлумачыла правілы паводзін на экалагічнай сцежцы.
У гульнявой форме выхаванцы 2-3 гадоў назіралі за раслінамі і хатнімі жывёламі. Гэта спрыяла фарміраванню ў іх пачуцця прыгожага, выхаванню любові да хатніх птушак.
Выхаванцы 3-4 гадоў на сваім невялікім агародзе даведаліся шмат цікавага аб умовах вырошчвання раслін, атрымалі першыя навыкі догляду за імі. Яны з задавальненнем палолі градкі, палівалі гародніну.
Выхаванцы 4-5 гадоў выбралі маршрут падарожжа па дарожках сцежкі турыста. Падчас падарожжа дзеці гулялі, назіралі, адгадвалі загадкі і выконвалі заданні, замацоўвалі наяўныя веды аб мурашках і іх жыцці. На метэастанцыі навучыліся вызначаць кірунак і сілу ветру, а таксама час па сонечным гадзінніку.
Выхаванцы 5-6 гадоў замацоўвалі ўяўленні пра жывёл розных прыродна-кліматычных зон, гуртавалі іх па розных прыкметах: па класах, месцы пражывання, спосабу перамяшчэння і г.д. Асаблівая ўвага была ўдзелена жывёлам беларускіх лясоў, якія занесены у Чырвоную кнігу Рэспублікі Беларусь.
Падарожжа па экалагічнай сцежцы прадаставіла выхаванцам магчымасць адчуць сябе адказнымі за прыроду, жаданне яе берагчы і захоўваць.
С 13 по 17 июля воспитателем дошкольного образования Олешкевич Людмилой Евстафьевной реализован проект с воспитанниками и их родителями с целью расширения представлений воспитанников о проблеме загрязнения водных объектов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения "Капелька в гостях у ребят". С помощью данного проекта стремились развить у детей дошкольного возраста интерес к исследованиям, открытиям, умение анализировать ситуации, делать выводы на основе практического опыта, устанавливать причинно-следственные связи.
Задумка проекта возникла после изготовления своими руками одной из мам дидактических кукол «Весёлая капелька» и «Грустная Капелька». Они и стали идейными вдохновителями.
На различных этапах проекта воспитатель дошкольного образования совместно с детьми играли в различные игры: подвижная игра «Мы – капельки», дидактическая игра «Кому нужна вода»; игра с водой «Рыбалка», игра с водой «Чей кораблик быстрее».
В процессе бесед «Почему говорят, что вода-это жизнь», «Много ли воды на земле?», чтения рассказа «Кому нужна вода», чтения экологической сказки про капельку, просмотра познавательного мультфильма «Загрязнение рек» у воспитанников формировались представления о воде как источнике жизни, они узнали о круговороте воды в природе, об источниках загрязнения рек и водоемов.
Познавательными и незабываемыми для детей стали:
встреча у тематической веранды «Круговорот воды в природе»,
экскурсия в городской парк к реке Оксна.
Работа над проектом принесла свои плоды. Дети нарисовали общее совместное письмо «Благодарение воде». Изготовление и распространение среди родителей воспитанников учреждения дошкольного образования буклета «И скажет Капелька: «СПАСИБО!» стало ярким воспоминанием. Дети совместно с родителями создали авторские «Водосберегающие знаки», которые впоследствии найдут свое место у р. Гервятка и будут напоминать всем, посещающим ясли-сад о необходимости беречь воду и сохранять ее для будущих детей, которые еще придут в наше учреждение дошкольного образования.
По окончании реализации данного проекта дети с удовольствием делились полученными представлениями об использовании воды и водных объектов. Хочется надеяться, что после проведенной работы дети и их родители будут бережно относиться к водным объектам природы, проявлять о них действенную заботу.
ДИПЛОМ управления образования Сморгонского районного исполнительного комитета победителю районного этапа республиканского конкурса экологических проектов "Зелёная школа" в номинации "Зелёные следочки" |