Формирование у воспитанников осознанного отношения к природе в процессе экологического воспитания, формы и методы работы с воспитанниками

Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития ребенка. Правильно организованное, систематически осуществляемое в учреждении дошкольного образования под руководством воспитателя дошкольного образования, обладающего экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация как специально организованного обучения, так и иных видов деятельности детей: прогулок, экскурсий, наблюдений, акций, бесед, экспериментов и т.д. развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, ребёнок обогащает свои представления, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Основная цель в работе с детьми по экологическому воспитанию: научить детей бережно относиться к природе своего края, своей Родины.

В учреждении дошкольного образования с целью реализации образовательной программы дошкольного образования осуществляется знакомство детей с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных представлений формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Важной задачей является воспитание уважительного отношения к уникальности каждого живого существа и сообщества, навыки бережного отношения к природе.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает педагогическую работу. Под руководством педагога дети систематически наблюдают и ухаживают за ними. В процессе ухода они получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. В ходе данной работы дети учатся сравнительному анализу: сравнивая растения, находят сходство и различие между ними, общее и различное у растений, учатся замечать интересные особенности строения. При рассматривании комнатных растений обращают внимание на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических представлений является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами. Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности детей. Детям нравятся деятельность, в которой они вместе со взрослым совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, дождь) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если постоянно использовать различные формы наглядности. Демонстрационные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, репродукции позволяют расширить представления детей о природе, о природоохранной деятельности. Часто также используются художественные произведения (рассказы, стихи, сказки), чтобы сделать образным то, что пока недоступно ребёнку в процессе наблюдения.

Таким образом, построенная система работы по формированию основ экологических представлений позволяет подвести детей к пониманию того, что все вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и преумножить её красоту.